Название статьи | ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ ПАЦИЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ |
---|---|
Категория | Номер 4 за 2019 год |
Ключевые слова | сахарный диабет 2 типа, обучение в школе диабета, отношение к болезни, эффективность обучения в школе диабета. |
Скачать | Скачать статью |
Резюме |
Хиева Е.В.1, Суплотова Л.А.2, Раева Т.В.2
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ ПАЦИЕНТОВС САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯВ УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1 Государственное бюджетное учреждение «Курганская областнаяклиническая больница», 640002, г. Курган, ул. Томина, 632 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования «Тюменский государственный медицинский университет»Министерства здравоохранения Российской Федерации, 625023, г. Тюмень, ул. Одесская, д.54
Цель исследования. Изучить отношение пациентов с сахарным диабетом 2 типа к своей болезни на фоне обучения в школе диабета в амбулаторных условиях.Материалы и методы исследования. В амбулаторных условиях методом случайной выборки из лиц, проходящих обучение в школе диабета, сформирована группа, в которую вошли 76 пациентов с сахарным диабетом 2-го типа. Из них женщин – 82,9% и мужчин – 17,1%. Для оценки изменений отношения к болезни в процессе обучения в школе диабета пациенты проходили обследование по методике «Тип отношения к болезни» до начала обучения и после его завершения (через 6 месяцев). Всех пациентов разделили на три группы по доминирующему типу отношения к болезни. Первый блок включает пациентов с гармоничным, эргопатическим и анозогнозическим типами отношения к болезни (50%). Второй блок состоял из пациентов с сенситивным, эгоцентрическим, дисфорическим и паранойяльным типами отношения (26,3%). В третий блок вошли лица с тревожным, ипохондрическим, неврастеническим, меланхолическим, апатическим типами отношения (23,7%).Результаты исследования. В ходе исследования у всех больных с сахарным диабетом 2 типа выявлено изменение отношения к болезни после прохождения обучения в школе диабета. У лиц первого блока отмечена постепенная нормализация социальной адаптации через 6 месяцев. Изменения во втором и третьем блоке реагирования на болезнь в процессе обучения в школе диабета показали существенное снижение выраженности эгоцентрического, паранойяльного, дисфорического типов отношения к болезни.Установлено, что отношение к болезни и обучение больных с сахарным диабетом 2 типа влияют друг на друга. С одной стороны, обучение в школе диабета изменяет отношение пациентов к своему заболеванию, с другой – отношение к болезни оказывает влияние на эффективность программы обучения.Выводы. Отношение к болезни пациентов с сахарным диабетом 2 типа является одним из факторов, оказывающих влияние на эффективность обучения в школе диабета.Ключевые слова: сахарный диабет 2 типа, обучение в школе диабета, отношение к болезни, эффективность обучения в школе диабета.Khieva E.V.1, Suplotova L.A.2, Raeva T.V.2EVALUATION OF THE INFLUENCE OF RELATIONSHIP TO DISEASE OF PATIENTS WITH TYPE 2 DIABETES ON EDUCATION EFFICIENCY UNDER REAL CLINICAL PRACTICE1 Kurgan Regional Clinical Hospital, 640002, Kurgan, 63 Tomina str.2Tyumen State Medical University, 625023, Tyumen, st. 54 Odesskaya str.Aim. To study the attitude of patients with type 2 diabetes to their disease on the background of training in diabetes school in an outpatient setting.Methods. In the outpatient setting by random sampling of individuals receiving training at the school diabetes team, which included 76 patients with type 2 diabetes. Of these, 82.9% are women and 17.1% are men. To assess the changes in attitude to the disease in the process of learning in the school of diabetes, patients were examined by the method "Type of attitude to the disease" "Tobol", proposed by A.E. Lichko and N.I. Ivanov in 1980 before the start of training and after its completion (6 months). All patients were divided into three groups according to the dominant type of attitude to the disease. The first block includes patients with harmonious, ergopathic and anosognosic types of attitude to the disease (50%). The second block consisted of patients with sensitive, egocentric, dysphoric and paranoid types of attitude (26.3%). The third block included persons with anxious, hypochondriac, neurasthenic, melancholic, apathetic types of attitude (23.7%).Results. During the study, all patients with type 2 diabetes showed a change in attitude to the disease after studying at the school of diabetes. The persons of the first block showed a gradual normalization of social adaptation after 6 months. Changes in the second and third block of response to the disease in the learning process in the school of diabetes showed a significant decrease in the severity of egocentric, paranoid, dysphoric types of attitude to the disease.It is established that the attitude to the disease and the training of patients with diabetes affect each other. On the one hand, training in school of diabetes changes the attitude of patients to their disease, on the other hand, the attitude to the disease affects the effectiveness of the training program.Conclusions. The attitude to the disease of patients with type 2 diabetes is one of the factors influencing the effectiveness of education in the school of diabetes.Key words: type 2 diabetes mellitus, diabetes school education, attitude to disease, effectiveness of training in the school of diabetes.
|
Автор 1 | Хиева Екатерина Викторовна |
Автор 2 | Суплотова Людмила Александровна |
Автор 3 | Раева Татьяна Викторовна |